Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире человечество сталкивается с проблемой одиночества. Особенно остро проблема одиночества испытывается в подростковом возрасте. Подростковый период можно охарактеризовать как переломный, критический, переходный период к взрослой жизни, период окончания детства. В этом возрасте социальные потребности становятся все более актуальными: устанавливаются межличностные отношения, накапливается собственный социальный опыт, появляется все больше новых друзей. Учебная деятельность отодвигается на второй план, и, как считал Б.Д. Эльконин, ведущая деятельность этого возраста - общение со сверстниками.
В настоящее время значительно увеличивается число подростков, которые чувствуют себя одинокими. В том числе, это связано с активным внедрением в нашу жизнь информационных технологий, живое общение заменяется общением через Интернет. И на это следует обратить большое внимание, так как переживание одиночества у подростка может привести к серьезным проблемам в нынешней и взрослой жизни, например, к устойчивому негативному психическому состоянию, которое влияет на все остальные чувства и переживания и даже становится препятствием для личностного саморазвития. Поэтому это исследование является актуальным в наши дни.
Целью данной работы является выявление особенностей переживания одиночества у подростков 13-16 лет в гендерном аспекте.
Объект исследования – подростки. Предмет исследования – гендерные особенности в подростковом возрасте.
Мы предполагаем, что переживания, связанные с одиночеством, у подростков зависят от гендерных различий.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы мы поставили следующие задачи:
- изучить имеющийся теоретический материал;
- выявить гендерные особенности современных подростков;
- дать рекомендации для преодоления одиночества среди подростков.
Мы использовали следующие методы исследования:
1) Теоретические: поиск, анализ и обобщение информации, интерпретация и анализ полученных данных.
2) Эмпирические: анкетирование, психологическая диагностика, описание; сравнение.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его методологическая и теоретическая основы, указываются цели и задачи, формулируется гипотеза, определяются объект и предмет исследования.
В первой главе «Теоретические основы изучения гендерных особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте» дается определение понятию «одиночество», рассматривается его содержание, рассматриваются проблемы одиночества в подростковом возрасте, анализируется гендерный подход.
Во второй главе «Эмпирическое исследование гендерных особенностей переживания одиночества подростками» приводится описание результатов эмпирического исследования особенностей переживания одиночества у подростков в гендерном аспекте.
В заключении подводятся итоги исследования, даются рекомендации для преодоления одиночества среди подростков, исходящие из материалов данной работы.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении особенностей переживания одиночества.
Практическая значимость работы. Полученные результаты могут использоваться при психологическом анализе поведения подростков, помогут подросткам осознать проблему собственного одиночества и выработать для себя способы его преодоления.
Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных особенностей переживания одиночества в подростковом возрасте
Страх одиночества люди испытывали всегда. Даже в первобытном обществе самым суровым наказанием была не смертная казнь, а изгнание, то есть наказание одиночества. Ведь человеку, оставленному в одиночестве, очень трудно выжить. В современном обществе такое наказание тоже имеет место. И современное изгнание-это не обязательно отдаление от общества.
Проблема одиночества всегда была актуальна, но в последнее время ведется очень много исследований, раскрывающих сущность одиночества, причины его возникновения, характерные периоды его проявления в разных периодах жизни людей.
Одиночество - это серьезное психическое состояние, которое сопровождается плохим настроением, депрессией, отсутствием социальных контактов и умением самовыражаться. Все люди хотя бы раз в жизни испытывали чувство одиночества, но впервые и наиболее ярко оно проявляется у большинства людей в молодости. Хотя коммуникативная деятельность очень важна в формировании личности подростка, она является ведущей. Поэтому у подростков развиваются депрессивные состояния, которые даже приводят к суицидным наклонностям. В этой главе мы рассмотрим понятие и содержание одиночества, выявим причины одиночества подростков и проанализируем гендерные различия в особенностях переживания одиночества подростками.
1.1. Понятие «Одиночество» и его содержание
С научной точки зрения одиночеством называют эмоциональное состояние человека, имеющее социальные и психологические предпосылки, характеризующееся отсутствием близких доверительных отношений в результате вынужденной или добровольной социальной изоляции, имеющей психологические причины. [17]
Одиночество - это переживание, которое вызывает сложное или острое чувство, выражает определенную форму самосознания и показывает разрушение самих основ истинной сети отношений и связей внутреннего мира человека.
В психологии нет единого понимания природы одиночества, его особенностей внешнего вида и особенностей проявления. Несмотря на неоднозначность трактовок, одиночество - серьезная социальная проблема. Проблемой одиночества занимались такие ученые, как З. Фрейд, Г. Зилбург, Г. Салливан, К. Рoджерс, Ф. Фрoмм-Рейхман, К. Мустакас, К. Боумен, Д. Рисмен, Н. Слейтер, Р. Вейс, К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Амбраумова, Г. П. Орлов, И. С. Кон, А. А. Леонтьев и др. Большинство исследователей наряду с понятием «одиночество» выделяют такие понятия как «уединение» и «изоляция». Они разделяют эти понятия, полагая, что одиночество имеет некий специфический внутренний контекст.
Изоляция может способствовать одиночеству, но никоим образом не дает основы для объединения этих двух концепций. Изоляция больше связана с физической, пространственной и временной локализацией человека по отношению к социальной среде и является внешне обусловленной ситуацией, а не внутренним ментальным опытом.
Очень выразительно говорят об этом У.Сaдлер и Т.Джонс: «Чтобы обнаружить физическую изоляцию достаточно иметь одни глаза, но, чтобы узнать одиночество, необходимо испытать его» [11]. Изоляция подразумевает предмет, который человек исключает из своей жизни: это может быть общество, группа людей, специфические условия жизни. Предметом же одиночества выступает сам человек. Одиночество направлено на субъект. Одиночество в отличие от объективной изоляции отражает дисгармонию отношений между «Я» и «ОНИ», разлад с миром, собой, сопровождаясь страданиями, кризисами и т.п. Можно быть изолированным, но не одиноким.
Уединение изначально имеет временные рамки, всегда добровольно и свободно выбирается человеком. Уединение представляется наиболее выгодным в момент времени, например, с точки зрения личностного роста, действия защитных механизмов, снижения уровня психической напряженности и др. Такие исследователи одиночества как Мария Мицелли, Брюс Мораш, Энн Пепло [7], полагают, что уединение не обязательно связано с одиночеством (как с тягостным эмоциональным состоянием), и что люди могут быть субъективно счастливы и в затворничестве.
Концепция одиночества связана с переживанием ситуаций, которые воспринимаются как нежелательные, лично неприемлемые для человека, отсутствием общения и позитивных интимных отношений с другими людьми. Одиночество не всегда идет рука об руку с индивидуальной социальной изоляцией. Вы можете постоянно находиться рядом с людьми, контактировать с ними и при этом ощущать их психологическую изоляцию от них, то есть одиночество. Одиночество не следует рассматривать как отдельную эмоцию или чувство. Очевидно, это совокупность эмоций и чувств, таких как отчаяние, страх, отчуждение, печаль, страх и т. Д., И состав и количество таких «компонентов» могут варьироваться.
Обзор научной литературы показал, что проблема одиночества нашла отражение во всех основных психологических подходах:
Среди известных теоретических подходов можно выделить: интеракционистский (Р. Вейс); когнитивный (Э. Пепло); социологический (Д. Рисмен); психодинамический (X. С. Салливан); феноменалогический (К. Роджерс); экзистенциональный (К. Мустаскас); мотивационный (Д. Эйсендорф), общесистемный (Д. Фландерс).
• Феноменологический подход (К.Роджерс). Карл Роджерс - самый известный сторонник феноменологического направления. Его анализ основан на «самооценке» личности. Одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, отчужденности личности от своих истинных внутренних переживаний. Противоречие между внутренним и истинным «Я» и проявлениями «я» в отношениях с другими людьми может быть одной из причин развития одиночества. Страх быть отвергнутым заставляет человека цепляться за свои социальные роли и, следовательно, испытывать опустошенность. Роджерс считает, что причиной одиночества является человек. Согласно этой теории, одинокие люди, как правило, уязвимы, напуганы и уверены, что их отвергнет остальной мир. Одиночество возникает из-за низкой способности личности к приспособлению. [13, с. 28].
• Социологический подход. К. Боумен, Д. Рисман и Д. Слейтер - представители социологического подхода к одиночеству. Они рассматривают одиночество как норму - общую статистику, характеризующую общество. Они выдвинули гипотезу о трех силах, которые приводят к усиленному одиночеству в современном обществе:
ослабление связей в первичной группе; повышенная семейная мобильность; повышенная социальная мобильность. Сторонники этого подхода считают, что основной причиной одиночества является направленность (установка) индивида на взаимодействие с другими людьми. Такие люди стремятся вызвать к себе симпатию, хотят всем нравиться, регулярно приспосабливаются к условиям и обстоятельствам, при этом игнорируют истинные потребности собственного «Я», находятся в состоянии депривaции чувств и личных ожиданий [13, с. 29].
• Экзистенциальный подход. Экзистенциалисты считают, что люди одиноки от природы. Никто другой не может поделиться с нами нашими чувствами и мыслями: несогласие - существенное состояние нашего опыта. Сторонники этой точки зрения часто сосредотачиваются на том, как люди могут жить в одиночестве. К. Мустакас подчеркнул важность разницы между «суетой одиночества» и истинным одиночеством. Первый - это система защитных механизмов, которая отталкивает человека от решения жизненных проблем и постоянно побуждает искать активности ради активности. Второй возникает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения человека с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные изменения), пережитыми в одиночку. Одиночество может быть болезненным, но это продуктивное творческое состояние человека. Экзистенциалисты не прослеживают причинных корней одиночества в обычном понимании этого слова. Представители экзистенциального подхода относят одиночество к важнейшему условию для полноценного существования человека, так как оно обеспечивает систему защитных механизмов [13, с. 29].
• Интеракционистский подход. Р. Вайс определяет одиночество как продукт интерактивного воздействия личностного фактора и фактора ситуации. Он различает два типа одиночества:
1) эмоциональная изоляция (отсутствие привязанности к личности);
2) социальная изоляция (отсутствие доступного крутого социального общения).
Различают следующие причины одиночества: ситуативные и характерологические. Ситуация - это личные обстоятельства, например, смена места жительства. Характерными причинами являются то, что человек сосредоточен на своем внутреннем мире, имеет заниженную самооценку и застенчивый. Для одиноких людей с эмоциональной изоляцией характерны страх, страх, пустота: при социальной изоляции люди испытывают чувство тщетности своего существования. Также они испытывают тоску, собственную незначительность - чувство социальной маргинальности. В интерактивном подходе считают, что одиночество продиктовано сочетанием (взаимодействием) личностных и ситуативных факторов [13, с. 30].
• Когнитивный подход. Энн Пеппло и ее коллеги стали главными пропагандистами когнитивного подхода. Этот подход предполагает, что одиночество возникает, когда человек воспринимает несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. Одиночество - это субъективно переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием. Они считают, что чем более одиноким человек, тем труднее ему распознать свои чувства, чем меньше он может выражать свои мысли спонтанно, тем более нетерпим к гневу и агрессивности в себе и тем труднее ему установить тесные контакты с другими людьми. В когнитивном подходе придерживаются позиции, что одиночество непосредственно связано с когнитивными способностями индивида, которые формируются под влиянием исторического и текущего опыта. Человек испытывает чувство одиночества, когда он сталкивается с несоответствием между желаемым и достигнутым уровнем социальных контактов [13, с. 30].
• Психодинамический подход. Ярким представителем является Г. Салливан. Он видит корни одиночества в детстве. Салливан стал движущей силой человеческой близости. Впервые эта потребность проявляется в желании ребенка к контакту. В подростковом возрасте это принимает форму потребности в друзьях, с которыми можно поделиться своими сокровенными мыслями. Подростки, которым не хватало социальных навыков в детстве из-за неадекватных родительских отношений, часто испытывают трудности с установлением дружеских отношений со своими сверстниками. Эта неспособность удовлетворить потребность подростков в близости может привести к глубокому одиночеству. Для индивидуумов этой теории характерны мания величия, враждебность и нарциссизм. Одиночество - это реакция на неадекватное удовлетворение потребности в тесных человеческих связях.